Ost-com
Каталог

Обзор и тест 3D монитор Zalman ZM-M215W. Третье качественное измерение

28 июня 2010, http://megaobzor.com/obzor-i-test-3D-monitor-Zalman-ZM-M215W-trete-kachestvennoe-izmerenie.html
Megaobzor.com, автор: Константин Иванов

На волне прогресса

Продукт действительно революционный. Не новые 6-ядерные процессоры, не новые видеокарты ATI/NVIDIA и даже не SSD-накопители сейчас способны перевернуть наше сознание. А картинка в новом измерении. И не важно, смотрите ли вы фото, просматриваете ли фильмы или играете игры.

3D монитор

Кстати, о них. Первые компьютерные игры были двухмерные. Ну всякие там "танчики" на Dendy или Dizzy на ZX Spectrum. Далее появились первые трехмерные игры типа Quake и Half-Life. И, казалось, на этом все остановится. Ан нет, по-настоящему объемными игры стали с приходом 3D мониторов. Об этом я думал, играя в James Cameron's Avatar: The Game на новейшем 3D мониторе от Zalman. Совершенная иная картинка, полное погружение - переполняли меня эмоции, которыми я спешу поделиться с вами. Но обо всем по порядку...

Основные технические характеристики Zalman ZM-M215W

  • Диагональ матрицы - 21,5" (16:9)
  • Размер экрана: 47,6 х 26,8 мм
  • Диагональ: 55 см
  • Максимальное разрешение - 1920х1080 (Full HD)
  • Размер пикселя: 0.248 мм
  • Тип матрицы - TN, глянец
  • Количество цветов: 16,7 млн.
  • Интерфейсы - VGA, DVI
  • Время отклика - 5 мс
  • Контрастность - 1000:1, 10000:1 (динамическая)
  • Яркость - 300 кд/м2
  • Углы обзора - 170°/160° (по вертикали и горизонтали)
  • Углы обзора в 3D - 90°/ 12°(по вертикали и горизонтали)
  • Встроенные колонки: 2х2 Ватт
  • Поддержка крепления VESA: да
  • Габариты (без ножки): 531x382 мм
  • Вес: 4 кг
  • Цена - 18 000 рублей

 

Знаки отличия

Перед нами третья версия 3D-монитора от Zalman. И отлична она, прежде всего, Full HD (1920х1080) разрешением - де факто стандартом для законченной системы домашнего кинотеатра или игровой станции.

 

Первенец ZM-M190 уже снят с производства, вторая инкарнация ZM-M220W сейчас активно в продаже (14 000 рублей), ZM-M215W сегодня у нас на тестах, а четвертый монитор, ZM-M240W, также скоро выйдет на рынок.

Ну что можно видеть, ZM-M190 правильно сняли с производства, т.е. некогда стандартное мониторное разрешение с соотношением сторон 4:3 уходит в Лету, прежде всего, для развлечений: фильмов и игр. Новая модель ZM-M215W легче старой по весу, имеет улучшенные углы обзора и расширен диапазон контрастности; он, конечно, не 10000 к 1, но динамические технологии делают свое дело. У ZM-M215W черный цвет, это действительно черный, а не, скажем, темно-вишневый. Ну и конечно, Full HD на рабочем столе - это просто сказка, это снятие любых ограничений по выводу картинки.

В новых мониторах (ZM-M215W и ZM-M240W) Zalman сделала подставку овальной формы, каемку вокруг матрицы - глянцевой.

Матрица осталась такой же зеркальной, глянцевой. По-прежнему, мы можем только немного отклонить монитор назад и вперед, регулировка по высоте недоступна.

В принципе это не беда, т.к. профессионалы в случае чего покупают отдельные VESA-совместимные подставки. Автор статьи подкорректировал кресло, немного опустив его сидение и с монитором стало очень комфортно.

Развеем мифы

3D технология и 3D мониторы - явление новое, требующее ответы на многие вопросы. На всё, конечно, ответить в рамках одной статьи не можем, но на первые ваши вопросы, которые предвосхищаем, с удовольствием ответим.

3D монитор работает только с видеокартами NVIDIA, так что поклонникам ATI/AMD он бесполезен?
Тут надо строго определить. Есть драйвер от NVIDIA "GeForce Stereoscopic 3D Driver for Zalman", и, естественно, если использовать его, то тут нужна видеокарта семейства GeForce. Но также существует драйвер от компании iZ3D, который совместим и с данным монитором, и именно этот драйвер умеет работать и с видеокартами ATI тоже.
Весь вопрос в совместимости с играми. Пока что драйвер от NVIDIA представляет больше возможностей.

Все мы помним, как 3D активно продвигали при помощи виртуальных шлемов, стерео очков и т.п. Какое преимущество в сравнении с ними дает 3D монитор?
Главное преимущество - это бережное отношение к здоровью. Мониторы Zalman как в 2D, так и в 3D режиме выдают картинку с частотой обновления в 60 Гц (для ЖК технологии это нормальный безопасный уровень мерцания). Очки не подключаются к видеокартам, т.е. пассивны. Различные виртуальные шлемы и прочие устройства предлагали меньшую частоту обновления, поэтому долгое (больше получаса) их использование было противопоказано с точки зрения медиков.
Кроме того, в плане цветопередачи 3D мониторы предлагают пользователям то же, что и обычные мониторы, а вот шлемы и очки резко сужают цветовой охват.

Компания NVIDIA активно продвигает технологию 3D Vision. Какое преимущество в сравнении с ними дает 3D монитор от Zalman?
Начнем с того, что концепция NVIDIA требует больших затрат. Комплект NVIDIA 3D Vision Kit (очки + ИК-приемник) стоит от 6000 рублей, а один из самых дешевых 3D мониторов, совместимых 3D Vision 22" ViewSonicVX2268wm, стоит порядка 14000 рублей. Учитывая, что наш подопечный 21,5" ZM-M215W стоит порядка 18000 рублей, - уже выигрыш, а небольшую разницу между размерами диагонали нивелирует Full HD-разрешение. У модели ViewSonic разрешение экрана составляет 1680x1050 точек.

В концепции 3D Vision стерео-очки осуществляют синхронизацию с монитором, открывая и закрывая правую и левую линзы в соответствии с передачей кадров частотой 60 Гц на каждую линзу (кстати, именно поэтому частота 3D Vision монитора должна составлять не привычные нам 60-75 Гц, а 120 Гц) . Стереоскопическое изображение создается, т.к. нечетные кадры передаются для левого глаза, а четные - для правого. Этот процесс практически в два раза снижает производительность видеокарты, что является не положительной особенностью 3D Vision.
С другой стороны, есть и плюсы. 3D Vision активно поддерживается драйверами, которые уже включены в Forceware сборки. Естественно, все новые игры сразу получают поддержку (которая, правда, работает не со всеми проектами). 3D Vision мониторы делают уже несколько компаний: Dell, Samsung,ViewSonic, Acer и LG. Еще представители NVIDIA заявляют, что их решение имеет "лучшее качество стереокартинки по сравнению с технологией пассивной поляризации", о чем мы бы хотели убедиться лично и в тестах.
Zalman же пошла несколько другим путем.

Как же все таки работает 3D монитор Zalman?
Если не вдаваться в теорию, то можно сказать упрощенно: в мониторе две матрицы, смещенные относительно друг друга по вертикали. Если в 3D Vision кадры для двух глаз подаются разные, то в случае с Zalman пользователь видит разные строки. В обоих случая в 3D, когда надеваешь очки, видишь стереоскопический мир, но в 2D работаешь как за обычным монитором. В концепции Zalman нет ИК-приемника и монитор не обязан воспроизводить частоту в 120 Гц, что удешевляет производство. Кроме того, если вам захочется устроиться вокруг 3D-монитора всей семьей, то в случае с 3D Vision Kit это выльется в разорительное действо: все же очки за 6000 р. для каждого члена семьи - ощутимо. А вот чтобы усесться за 3D монитор Zalman, то достаточно всем страждущим купить очки ZM-SG100G ценой в 400 рублей.

Для просмотра фото и фильмов драйвера видеокарты не требуется. Не нужен он, если игра имеет настраиваемую 3D опцию, как в игре James Cameron's Avatar: The Game, о чем мы еще поговорим.

NVIDIA выпускает отдельный драйвер - "GeForce Stereoscopic 3D Driver for Zalman". Сейчас доступна версия 190.38, совместимая с 32-битной версией обычного комплекта драйверов NVIDIA Forceware WHQL 190. Не самые свежие драйверы (сейчас уже качают версию "197"), однако тут больше претензий не к Zalman, а к NVIDIA, которой выгоднее проводить свою концепцию. Но этот ход можем изменить мы с вами, простые пользователи, голосуя рублем, выбирая то, что нам по душе.

Как выглядит 3D изображение?
Помните, на выставке в павильонах ВВЦ (бывшая ВДНХ) или в других местах видели трехмерные фотокартины. И удивлялись, как же так может быть: трехмерный мир на фотокарточке. Вот тут то же самое, только полный цветовой охват.

Размер пикселя у модели ZM-M215W 0.248 мм. Не мало ли это для просмотра текста?
Автор статьи сейчас пишет статью за данным монитором. Вы знаете, после моего 19" Samsung 971p XXFV с большим зерном - 0,294 мм переход был не трудным. Просто прибавил масштабирование страницы в Word и Google Chrome и все в порядке: глаз не устает, картинка не мерцает.

Портал Fcenter, обозревая предыдущую модель ZM-M220W, писал о заметных горизонтальных полосах матрицы. Мы ничего такого не заметили.

Разрешение 1920 x 1080 дает уникальные возможности: например, работать с двумя страницами, развернув в каждую на свою сторону экрана.

В целом получается очень комфортно. C 19" такой номер не пройдет.
Кстати, был у меня как-то на тестах ноутбук Dell Inspiron 8600c с 15.4" матрицей и с ещё большим разрешением - 1920x1200. Вот там зерно действительно маловатое и линии очень тонкие, и вот его я советовал людям только с 100% зрением. А что касается ZM-M215W, то с набором и чтением текста вряд ли будут у кого-то проблемы.
Кстати, использовать неродное (меньшее разрешение) не рекомендуется, т.к. как и у каждого ЖК-монитора будет замыливание.

Насколько сильно бликует ли монитор раз у него глянцевое покрытие?
Я сижу сейчас за столом в углу комнаты, посреди которой висит люстра. Сзади меня нет источников освещения. Лампа настольного света освещает только клавиатуру, находящуюся на выдвижном лотке стола. Никаких бликов нет, никакого дискомфорта от него нет. Зато картинка приятная, не сухая. Текст отображается четко, что мелкий, что покрупнее. ЖК-монитор с матовым покрытием я бы не хотел в данном случае, когда применена TN-матрица.

Угол обзора в режиме 3D всего 90°/12°. Не мало ли это?
Вы знаете, в игре я могу отклонять голову, играть оживленно. Кроме того, в первое время я разглядывал предметы чуть со всех углов и ни разу не заметил какого-то дискомфорта, например, потемнение картинки или завала какой-либо оттенка.
В обычном 2D режиме углы обзора очень и очень приличные. Тут TN почти не уступил PVA-матрице по горизонтали. По вертикали разница чувствуется, но только если вы ляжете низко в своем кресле, именно ляжете, а не сядете. Так что чего-то опасаться не стоит. 

Годится ли монитор для дизайнера?
Данный монитор создавался для игры и фильмов, как в 3D, так и в обычном режиме. Несмотря на хорошую контрастность и великолепное разрешение для подбора цветов монитор не подойдет просто потому, что TN-технологии имеют свое ограничение по цвету.

Сам монитор является средним середнячком среди современных TN-моделей, поэтому любой профессионал найдет, что, скажем, зеленый не такой зеленый или проект заказчика будет выглядеть по разному на S-IPS мониторе и ZM-M215W. С точки зрения просмоторщика фильмов, геймера, чтеца текстов, никаких нареканий нет; нам даже хотелось оставить такой и для работы, а не только для развлечений.
Матрица достаточно быстра, никаких смазов картинки мы не заметили. А вот некоторые подтормаживания из-за применения GeForce 8800 GTS512 были заметны. Full HD разрешение требует что-то вроде GeForce GTX 295 или GeForce GTX 480 и GTX 470.

В комплекте Zalman ZM-M215W идут стереоочки, а если я уже ношу очки, что делать?
Рекомендуем сделать операцию на зрение (говорю как бывший "очкарик"). А пока что не огорчаться, т.к. в комплекте есть вторая пара очков с насадкой на обычные очки, смотреть будет не так комфортно, но тоже очень интересно.

Впечатления от игры

Посмотрев отрывки из видеомультиков в 3D с комплекта диска, восхитившись тем, как объекты вылетают из экрана, я взялся за игры. На моем домашнем, не тестовом ПК не самая современная видеокарта GeForce 8800 GTS512 и обычные (не Zalman-совместимые) NVIDIA Forceware WHQL 197.75 драйвера.
Я просто запустил James Cameron's Avatar: The Game, которую уже до этого проходил, открыл настройки графики, в которых нашел опции 3D.

Спасибо разработчикам: они реализовали поддержку всех современных методов просмотра 3D картинки. C драйверами и без них, с дорогими специализированными очками или дешевыми упрощенными, с вертикальным, горизонтальным или двойным методом соотношения картинок. Кроме того, можно выбрать расстояние от монитора.
С Zalman ZM-M215W оптимальные настройки: чересстрочное изображение, глубина 3D - 1, расстояние до монитора - 0,5 м.
Ну что вам сказать: у меня упала челюсть, когда я включил игру в 3D режиме. Мне показалось, что я могу заглянуть за каждое дерево, за каждый кустик, понять, насколько широки эти желтые кактусы, увидеть гончих не просто псами, которые шевелятся где-то там под ногами, а по-настоящему огромными массивными монстрами. Смотрел на баги и увидел в нем и кокпит, и педали и много всяких элементов. А уж про то, как в мою комнату стали залетать белые души - пушинки, вообще говорить нечего - пробирает до мурашек. Сложилось впечатление, что я попал внутрь игры. Широкий экран обрезал окончательно мне мой мир. Глаза после 2 часов игры не уставали, результативность в боях не упала, в 3D лучше чувствуешь битву, окружающие предметы. Я оказался очень довольным и словил себя на мысли, что практически никто сейчас еще не знает насколько прекрасен и нов 3D мир. Хотелось, конечно, только одного - чтобы как можно больше игр получили полноценную 3D поддержку. На форумах слушал, что многие в восторге от 3D в Assassin's Creed II. Обязательно достану, посмотрю и отпишусь вам. Но уже в другой раз.

Итоги
Zalman ZM-M215W - продукт, идущий в ногу со временем. Это не просто качественный Full-HD монитор в достаточно компактном для индивидуального стола 21,5" обрамлении. Это даже не модная 3D-модель, которая предоставляет уникальные возможности окунуться в 3D мир с поддержкой видеокарт и NVIDIA и ATI.

Это - продукт, который сейчас борется за выживание и, судя по плюсам, он имеет право на жизнь, может быть, даже больше чем 3D Vision-проекты. Поэтому от нас, простых пользователей, зависит, продолжит ли Zalman борьбу или нет. Пожелаем ему удачи, советуем всем вам найти возможности посидеть за Zalman ZM-M215W и самим оценить качество 3D картинки.

Разработчикам пожелаем смелее быть в области поддержки новых игр. А напоследок заметим, что будущее за 3D. В минувшую субботу, 22 мая впервые в России в киноцентре "Каро Фильм Октябрь" (Москва) был показан футбольный матч в прямом эфире в формате 3D. Финал Лиги чемпионов УЕФА "Бавария" - "Интер" зрители смогли посмотреть ввиду того, что на стадионе трудились семь пар специальных камер. 25 из 64 матчей чемпионата мира по футболу 2010 года будут транслироваться в 3D. И это опять же новые, незабываемые впечатления.

Благодарим компанию OST-COM за эксклюзивное право первыми в России ознакомится с монитором Zalman ZM-M215W.