Velton Maestro TV200B - выбор журнала «Upgrade»
Негр в белом пиджаке. Рояль. Девушки. С чем ассоциируется? Вижу, забыли мой отчет с выставки HDI. Это - краткое описание экспозиции стенда Velton Maestro.
После выставки, даже не слышав системы Velton Maestro, я был готов высоко их оценить. Потому что далеко не все люди в нашей стране предпочитают музыку, требующую от акустики высокого качества звучания. Об этом лучше любых слов говорят продажи записей «Фабрики звезд» и других исполнителей популярной музыки. Альбомы народных певцов рассчитаны на массового покупателя, а массовый покупатель голосует кошельком за музыкальные центры стоимостью около ста долларов.
Но если для попсы качественная акустика не нужна, это еще не значит, что любители Дим Биланов, «Серебра» и им подобных покупают только убогие колонки. Представьте себе: вы - молодой и перспективный менеджер, а на столе у вас стоят пластиковые «Чебурашки» по три копейки за вагон. Люди не поймут. Зайдут в кабинет, скажут: вроде и уверен в себе, и амбициозен, и энергичен, но колонки-то как у нищего. Мало денег, что ли, зарабатывает? Наверное, это неуспешный лузер, не будем с ним делать бизнес. Развернутся и выйдут.
Дешевые колонки с «деревянными» накладками и твиттерами под золото проблему не решат. У менеджеров глаз наметанный: отличить фирменную вещь от побрякушки им на раз плюнуть.
Другое дело поставить себе на стол что-нибудь вроде наших сегодняшних подопытных: смотрятся стильно и дорого (оба наших дизайнера назвали внешность системы отличной), а главное, если вдруг потенциальные клиенты-партнеры не поверят своим ощущением и заглянут в прайс, стыдно не будет. Тем более можно пренебрежительно сказать: а, это так, мультимедиа, но, по крайней мере, деревянная. Думаю, после упоминания «деревянности» собеседники вас зауважают еще больше.
Дизайнерские навороты несут и смысловую нагрузку. Взять, к примеру, корпус: передние панели наклонены назад, СЧ / НЧ-динамик расположен высоко, что способствует уменьшению переотражений от стола. Скосы по бокам от панели - это своего рода нестандартные и непрямоугольные фаски. Кстати, у этих АС три непараллельные стенки. Такое решение используют некоторые хай-файщики, чтобы уменьшить влияние внутрикорпусных переотражений на звук.
Остается добавить к сказанному «не влияющие на дизайн, но оказывающие влияние на звук раздельное усиление (в каждой колонке свой УМ) и, соответственно, питание». Тоже, кстати, не бюджетное решение.
Испытания показали, что колонки не только смотрятся, но и звучат. Причем играют не меньше, чем на свои деньги, а 500 долларов - сумма немаленькая.
Начну с того, что ясно и однозначно. Сначала плюсы: очень высокая неискаженная мощность, позволяющая с комфортом слушать симфоническую музыку и другие записи с широким динамическим диапазоном. Отличная динамика, позволяющая опять же наслаждаться симфонической музыкой, что для ММАС не просто редкость, а редчайшая редкость. Панч - эстетский: удар в барабан упругий и энергичный, но, как мне показалось, слегка компрессированный; такой панч иногда называют «резиновым». Нижнюю границу рабочего диапазона определить сложно, поскольку в области баса звучание колонок неравномерно, но 30 (!) Гц АС обозначают, хотя и не отыгрывают как следует (на 97 дБ должна трястись мебель и стены).
А теперь минусы: плохая передача панорамы и чувствительность к расстановке. Небольшой поворот колонок относительно головы слушателя - и звуковая картина меняется. АС, к слову, должны быть направлены точно на слушателя, а не «играть вперед». Положение головы и твиттеров по высоте тоже критично, а в практическом смысле это значит, что низкие столы и высокие кресла не приветствуются. Что касается панорамы, то она довольно слабая: стереобаза не выходит за пределы колонок никогда и ни за что. По крайней мере, мои эксперименты с расстановкой результатов не дали.
Теперь о том, что неоднозначно: вопросы вызывают тембральный и музыкальный балансы. Уверен, разработчики не стремились к точной звукопередаче (иначе говоря, к тому, чтобы воспроизвести задумку звукорежа в точности). Эти колонки сродни причудливому предмету дизайнерской формы. Да они сами такие - как выглядят, так и звучат.
У системы замечательная разрешающая способность на средних частотах, и большинство акустических инструментов в большинстве случаев звучат бесподобно (я употребил сильный эпитет, чтобы подчеркнуть: ни одна ММАС не воспроизводит средние частоты так, как VM). Причем это касается как отдельных инструментов, так и их сочетаний. Есть, например, у меня в загашнике тувинская команда Gen-Dos, в числе инструментов которой хомус и электрогитара. Примочки к лид-гитаре подобрали так, чтобы ее тембр стыковался с тембром хомуса (этот иньский шаманский инструмент во время игры меняет не высоту основного тона, как классические музыкальные инструменты, а играет гармониками). Хомус временами сливается с гитарой, но на VM эффект получается просто потрясающим: металлические обертона голоса хомуса мерцают в плотном спектре гитары-«циркулярной пилы», но не исчезают. Очень красиво.
В целом звуковая картинка TV200B напоминает портретное фото: СЧ резкие и детальные, но к верхним и нижним частотам звук постепенно замыливается (самых высоких частот, строго говоря, не хватает, из-за этого-то на живых записях атмосфера плохо прорисовывается). Это, с одной стороны, иногда даже спасает откровенно провальные записи: отвратительно записанные ранние альбомы Muse преображаются, невинно умученный безруким звукорежем вокал внезапно заиграл новыми красками (есть подозрение, что он мониторил запись на акустике с акцентированным в области вокала диапазоном). Превосходно звучат те классические композиции, в которых основную тему играют струнные и духовые, джаз, в том числе современный (с электрогитарами и синтезатором), и современная музыка, где основное действо происходит в средней части диапазона.
С другой стороны, на тех треках, где достаточно много красивостей в области нижне-средних, низких и высоких частот, картинка страдает.
Сложности чаще всего возникают с той электроникой, где используются немузыкальные семплы, и некоторыми тяжелыми композициями. Например, многие вещи Амона Тобина получились невнятными. Не то чтобы они звучат совсем плохо, но как на мультимедийной системе долларов за 200. Добавим сюда же композиции других жанров. Кот тоже вышел неинтересным, фирменное сочетание задисторшенных семиструнных гитар и низко настроенного баса имеет бледный вид. У того же Gen-Dos красиво звучат не все композиции: особенно неудачным получается низкое тувинское горловое пение. Видите ли, в процессе пения вокалист генерирует в организме стоячие волны, которые и придают его голосу характерное насыщенное звучание. В исполнении TV200B эти звуки получаются бедными, лишенными энергии и мощи.
Надо сказать, что такой порок характерен для любой «эстетской» АС. Гарантию стабильного звучания разных записей дают только те колонки, которые стремятся воспроизводить музыку as is. Это нисколько не принижает достоинств систем, склонных отчасти приукрашать звук. Есть, например, у ELAC пара моделей такого типа, которые мне очень нравятся.
Выводы. Как ни странно, Velton Maestro TV200B позиционируются как студийные мониторы. Это, скажем так, оригинально и неожиданно: характер звучания назвать «честным» сложно. С другой стороны, далеко не все звукорежиссеры выбирают инструмент для мониторинга, исходя из его точности и беспристрастного воспроизведения звука. У каждого профи свое видение того, какими должны быть акустические мониторы, хотя аргумент обычно один - «мне так удобнее». Так что наличие профессиональных балансных входов типа XLR можно считать тем самым единственным критерием, который отличает профессиональные колонки от бытовых. Дома-то балансные входы совершенно ни к чему: чай, не в трансформаторной будке живем, и межблочные кабели на пять-десять метров протягивать нужды особой нет.
А в качестве настольных колонок TV200B - замечательный вариант. Да, низкие частоты на 500 долларов не звучат, зато середина - чуть ли не на тысячу. Из четырех участников эксперимента в редакции двое сказали, что если бы они собирались покупать активную стереопару за полтысячи зеленых гульденов, то даже и раздумывать бы не стали. Это при том, что совсем недавно у нас была система Dynaudio и все они ее слушали.
Остается добавить, что среди всех тех систем, которые провозглашались революционными, только TV200B достойна так называться. Видите ли, на рынке сейчас беда со звуковой идеологией. Есть компании, которые делают ставку на гладкую АЧХ и классическое деление динамиков (Microlab, Sven), и есть те, которые ставят на быстрые твит-теры (JB, AVE). Но и те и другие стремятся получить максимально правильную, достоверную звукопередачу. Velton Maestro и не собирались этого делать, они выпустили систему с неправильным, необычным, но красивым звучанием (JBL, правда, выпускала пару трифоников с фирменным характером звучания, но они вышли жалким подобием взрослых систем). Главным образом, из-за необычности подхода и идеологии Velton Maestro TV200B удостаивается значка «Выбор редакции».
Карл - чуть ли не единственный темнокожий профессиональный джазовый пианист в Москве. Кроме того, по основному месту работы он сейлз в одном из фитнес-клубов. А еще Карл выступает в боях без правил и даже основал свою школу этого вида единоборств.
■ Устройство: Velton Maestro TV200B
■ Тип: акустические мониторы
■ Частотный диапазон: 55 Гц-20 кГц
■ Чувствительность: 86 дБ
■ Номинальный импеданс: 8 Ом
■ Диапазон мощности: 10-60 Вт
■ Отделка: черный лак с алюминиевой вставкой
■ Размеры: 217 х 272 х 383 мм
■ Вес: 8 кг
■ Подробности: www.velton.ru
■ Благодарность: устройство предоставлено компанией Velton (www.velton.ru)
Ручки и лентяйка
Поскольку у каждой колонки свой усилитель, регуляторы громкости у них тоже отдельные. Они имеют дискретный шаг, и, в отличие от большинства других ручек, максимальную громкость от минимальной отделяет примерно 3,5 оборота вокруг оси, причем зафиксированных крайних положений нет - в определенный момент или громкость перестает нарастать, или звук пропадает совсем. Таким образом, если одна колонка стоит дальше, чем другая, можно сместить баланс и при этом выровнять указатели на регуляторах - это позволит «на глаз» менять общую громкость стереосистемы, не изменяя уже отстроенного баланса.
Тем не менее перегибаться через АС и крутить ручки громкости всякий раз, когда нужно увеличить или уменьшить звуковое давление, неудобно, а потому лентяйка для этой двухком-понентной системы была бы очень кстати. И она есть. Необычная, с большим дисплеем, на котором отображается уровень громкости в неких условных единицах, а заодно и часы. Кнопки крупные, расположены в ряд около дисплея; можно менять как общую громкость системы, так и любой колонки в отдельности. Пожалуй, TV200B - единственная стереопара на моей памяти, которой действительно требуется пульт дистанционного управления.